Щодо неприйнятності законопроектів № 8711 та № 10290


Гість

/ #5

2012-04-23 14:06

Правительство Украины в 1997 году приняло на себя обязательства по внедрению европейских стандартов в области прав человека, ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
В контексте ситуации с соблюдением прав человека в Украине как стране-участнице Совета Европы у нас вызывают сильное беспокойство следующие события.
20 июня 2011 года на рассмотрение Верховной Рады внесён проект Закона Украины № 8711 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам (относительно защиты прав детей на безопасное информационное пространство)», предметом которого, по сути, является запрет «пропаганды гомосексуализма». Анализ медийного пространства показывает, что основным промоутером указанного законопроекта является один из его шести соавторов — народный депутат Украины г-н Евгений Царьков (фракция Коммунистической партии Украины).
Такие организации, лица и структуры как Human Rights Watch, United Nations Office in Ukraine, USAID | HIV/AIDS Service Capacity Project in Ukraine, European Parliament’s Intergroup on LGBT Rights и прочие уже направили руководству украинского парламента аргументированные обращения, в которых идёт речь о неприемлемости принятия подобных законодательных инициатив. В настоящее время законопроект № 8711 включён в повестку дня текущей сессии Верховной Рады Украины и должен быть представлен на пленарном заседании парламента ориентировочно в мае этого года.
30 марта 2012 года народный депутат Украины Вадим Колесниченко (фракция Партии регионов) внёс на рассмотрение парламента Украины проект Закона Украины № 10290 «О запрете направленной на детей пропаганды гомосексуализма», который, по сути, развивает и дополняет запретительные меры, предложенные в законопроекте № 8711.
Два указанных законопроекта демонстрируют стремление ряда украинских парламентариев ограничить право на свободу слова в отношении гомосексуальности всех физических и юридических лиц, на которых распространяется юрисдикция Украины, что, в свою очередь, приведет к необоснованному и неприемлемому в демократическом государстве ограничению прав ЛГБТ-граждан на свободу развития своей личности и самовыражения, свободу слова и свободу объединений и мирных собраний.
Законопроект № 8711 предполагает внесение запретительных норм в следующие национальные нормативные акты: Криминальный кодекс Украины, Закон Украины «О защите общественной нравственности», Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», Закон Украины «О телевидении и радиовещании», Закон Украины «Об издательской деятельности». Данные изменения предлагается внести, в частности, с целью противодействия «пропаганде гомосексуализма» через средства массовой информации. Кроме того, законопроектом предусматривается уголовная ответственность за распространение продукции, которая «пропагандирует гомосексуализм».
Предложенными законопроектами предлагается ввести в национальное законодательное поле Украины новые правовые термины: «пропаганда гомосексуализма», «культ гомосексуализма» — и, соответственно, запретить проявление этих явлений в публичной плоскости.
Указанные законопроекты прямым образом нарушают международные стандарты прав человека. Статья 10 Европейской конвенции о правах человека гласит: «Каждый имеет право на свободное выражение взглядов». Запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации следует из Дополнительного протокола № 12 к указанной Конвенции, а также упоминается в Пояснительном докладе Совета Европы СЕД № 177 от 4 ноября 2000 года (статья 20).
Европейский Суд по правам человека в деле Салгуэйро-да-Сильва-Моута против Португалии признал, что статья 14 указанной Конвенции предполагает запрет дискриминации в том числе и на основании сексуальной ориентации. Подобные решения Европейским судом по правам человека выносились также и в рамках других дел.
Следует отметить, что нормы предлагаемых законопроектов идут вразрез с рядом статей Конституции Украины, в частности со статьёй 3 («Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью»), статьёй 9 («Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины»), статьёй 15 («Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. […] Цензура запрещена»), статьёй 21 («Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы»), статьёй 22 («Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод»), статьёй 34 («Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом — по своему выбору»), статьёй 49 («Каждый имеет право на охрану здоровья»).
Учитывая, что в обоих законопроектах их инициаторы апеллируют к защите прав детей, считаем нужным напомнить следующее: Украина ратифицировала Конвенцию «О правах ребёнка», обязавшись тем самым исполнять статью 13 этого международного акта, согласно которой «ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли, это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода».
Указанные законопроекты в явном виде предлагают ограничить принцип свободы средств массовой информации, устанавливая тем самым цензуру на законодательном уровне, что нарушает как Конституцию Украины, так и национальные законы, регулирующие деятельность масс-медиа в Украине.
Верховная Рада Украины приняла Общегосударственную программу обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2009–2013 годы. Задачами и мероприятиями по выполнению этой Программы предусмотрено оказание социальных услуг мужчинам, имеющим секс с мужчинами. В силу того, что указанные выше законопроекты №№ 8711 и 10290 запрещают какие-либо публичные положительные высказывания по теме гомосексуальности, в Украине становится невозможной информационная работа по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди МСМ, официально признанных Правительством Украины одной из групп повышенного риска в отношении инфицирования ВИЧ.
Следует отметить, что 31 марта 2010 года Комитет Министров Совета Европы при участии украинской делегации единогласно принял пакет рекомендаций СМ/Rec(2010)5 государствам-членам «О мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности». Вот содержание некоторых статей этого документа:
статья 8: «Должностные лица и прочие представители власти должны способствовать толерантному отношению и уважению к правам человека для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров во всех случаях, когда они принимают участие в диалоге с ключевыми представителями гражданского общества, включая СМИ, спортивные организации, политические организации и религиозные общины»;
статья 16: «Государства-участники должны предпринимать надлежащие меры для предупреждения ограничений в отношении эффективного осуществления прав на свободу выражения мнений и мирных собраний, возникающие из-за злоупотребления юридическими или административными положениями, которые касаются, например, охраны здоровья населения, общественной морали и общественного порядка»;
статья 31: «Уделяя должное внимание преобладающим интересам ребенка, государства-члены должны предпринимать надлежащие законодательные и другие меры, направленные на работников образования и учащихся, для обеспечения того, чтобы право на образование действительно осуществлялось без дискриминации по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности […]»;
статья 33: «Государства-члены должны предпринимать надлежащие законодательные и другие меры для обеспечения того, чтобы наивысший достижимый уровень здоровья действительно мог быть обеспечен без дискриминации по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности; в частности, они должны принимать во внимание особые потребности лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров при разработке национальных планов медицинского обслуживания, в том числе в отношении мер по предотвращению самоубийств, медицинского обследования, медицинских учебных программ, учебных курсов и материалов, а также при мониторинге и оценке качества медицинских услуг».
Как видим, указанные законопроекты, внесённые на рассмотрение украинского парламента, идут вразрез с процитированными рекомендациями Совета Европы. 

Andrii Fedosov      Evpatoria  - Strasbourg